Еще один КЛИППЕР, только уже не воздушный а морской. Да
простят меня читатели, дальнейшая статья полностью скопирована с одного из
многих сайтов на подобную тематику. Я только подставлял картинки.
Чайные клипера
Катти Сарк был создан в золотой век парусного флота -
эру клиперов. Тысячелетний опыт строительства и эксплуатации парусных судов,
многие научно-технические достижения, накопленные к середине XIX в. - все это
было синтезировано при постройке клиперов - высшем и последнем этапе парусного
судостроения.
Все в
конструкции клипера было подчинено скорости: острый, очень вытянутый нос,
обтекаемые обводы, громадные паруса, добротный корпус.
На
трансатлантических линиях пароходы уже начали одерживать убедительные победы
над парусниками, но на австралийских и дальневосточных океанских трассах
протяженностью в половину земного шара все еще безраздельно господствовали
клиперы - воплощение изящества, легкие, стремительные, и самым лучшим из них
была Катти Сарк.
Катти Сарк - великолепное композитное судно. Клипер строился тогда, когда в кораблестроении уже был накоплен примерно 20-летний опыт создания композитных судов. Характерным для композитных судов того времени было применение медной обшивки корпуса ниже ватерлинии для защиты от обрастания.
По сравнению с другими клиперами Катти Сарк, была довольно крупным судном.
Главные размерения, м. 64,8х10,98
Водоизмещение, т. 2100
Судно принимало на борт 615 т чая, или 900 т шерсти, или 1920 т металлолома. Мощное парусное вооружение обеспечивало клиперу скорость до 16,5-17 уз, что примерно соответствует мощности паровой машины около 4000 л. с.
Катти Сарк - великолепное композитное судно. Клипер строился тогда, когда в кораблестроении уже был накоплен примерно 20-летний опыт создания композитных судов. Характерным для композитных судов того времени было применение медной обшивки корпуса ниже ватерлинии для защиты от обрастания.
По сравнению с другими клиперами Катти Сарк, была довольно крупным судном.
Главные размерения, м. 64,8х10,98
Водоизмещение, т. 2100
Судно принимало на борт 615 т чая, или 900 т шерсти, или 1920 т металлолома. Мощное парусное вооружение обеспечивало клиперу скорость до 16,5-17 уз, что примерно соответствует мощности паровой машины около 4000 л. с.
Конструкция корпуса клипера была настолько хорошей, что эксперты Английского Ллойда выдали вновь достроенному судну регистровое свидетельство на беспримерно долгий срок - на 16 лет. Спуск клипера на воду состоялся 22 ноября 1869г. Капитан Джон Уиллис хотел назвать корабль Си Уич, что в переводе означает "морская ведьма", и с учетом этого имени была изготовлена носовая фигура, изображавшая очаровательную ведьму в короткой рубашке, воспетую Робертом Бёрнсом в поэме "Том 0'Шентер" (персонаж из шотландских народных сказаний).
Но когда корабль сошел в воду, оказалось, что под именем Си Уич уже зарегистрировано другое судно, и тогда, чтобы сохранить в названии образ ведьмы, клиперу дали имя Катти Сарк, т. е. "Короткая Рубашка", которое у знатоков шотландской народной поэзии сразу ассоци-ируется с образом танцующей ведьмы.
Первые годы после открытия Суэцкого канала в 1869 году чайные клиперы еще соперничали с пароходами, и это отчасти объяснялось тем, что в английских аристократических кругах предпочитали чай, доставленный на клиперах. Считалось, что запах дыма на пароходах и железный корпус наносят непоправимый вред этому грузу. Однако когда предубеждения удалось преодолеть, клиперы на линии Китай - Англия оказались безработными, и их начали переводить на линии Австралия - Европа для доставки шерсти в Европу.
Примерно к этому же времени капитан Джордж Муди, не сумев обеспечить прибыльные рейсы Катти Сарк на торговле чаем, рассорился с Джоном Уиллисом и перешел работать на пароход. Командование клипером принял капитан Ричард Вудгет, который сумел сделать то, что не удалось капитану Муди: он превосходно понял особенности Катти Сарк и сделал клипер полностью послушным своему умению, своей воле. Именно под командованием капитана Ричарда Вудгета Катти Сарк вписала самые славные рекорды в историю парусного флота.
Так, в октябре 1875 г. клипер прошел 2164 мили за 6 суток, потом 3457 миль за 11 суток. В 1877-1878 гг. корабль поставил рекорд на пути из Австралии в Англию - 77 суток, тогда как обычно клиперы проходили эту дистанцию за 90 суток. Лучший суточный пробег Катти Сарк составил 363 мили, т. е. свыше 15 уз - результат, которым может похвастаться далеко не каждое современное транспортное судно, а на короткое время Катти Сарк развивала скорость более 17 уз.
Но никакие заслуги Катти Сарк не помогли ей выдержать конкурентной борьбы с пароходами. С каждым годом клипер приносил владельцу все большие убытки, и в конце концов в 1895 г. Джон Уиллис продал корабль португальским судовладельцам, причем участь Катти Сарк разделил и основной ее соперник клипер Фермопилы. Получив новое имя "Феррейра", Катти Сарк, работая под португальским флагом, теперь перевозила все грузы без разбора, и с каждым годом найти этот груз становилось все труднее и труднее.
В 1907 г. знаменитый клипер Фермопилы с почетом захоронили по старому морскому обычаю: вывели в открытое море и утопили торпедой. Катти Сарк продолжала перевозить различные грузы.
Вновь Катти Сарк прославилась во время первой мировой войны. Осенью 1915 г. экипаж клипера снял 700 человек с английского корабля, торпедированного немецкой подводной лодкой. Продемонстрировав отличную маневренность и быстроходность, клипер ушел от преследования подводной лодки и доставил спасенных на родину.
7 мая 1916 г. Катти Сарк попала в жестокий шторм у берегов Южной Африки и потеряла одну из мачт вместе с парусами. Клипер отбуксировали в Кейптаун, где для его ремонта не нашлось леса, и судно долго не восстанавливали.
После первой мировой войны для Катти Сарк не могли найти применения: на океанских линиях грузоподъемность клипера была слишком мала, чтобы конкурировать с пароходами, на каботажных линиях - наоборот, слишком велика.
Знаменитый клипер уже собирались продать на слом, когда в 1922 г. его купил и на собственные средства отремонтировал энтузиаст и знаток парусных судов капитан Уилфрид Доумен. Допустив некоторые отступления от первоначального проекта (в частности, бизань-мачта оказалась значительно короче прежней), Доумен восстановил Катти Сарк и спас ее от гибели.
После смерти Уилфрида Доумена вдова капитана передала клипер британскому морскому училищу торгового флота. В 1938 г. парусник поставили на реке Темзе. На протяжении нескольких лет клипер Катти Сарк служил в качестве учебного судна - брандвахты.
В 1952 г. корабль передали Обществу по сохранению памятников старины, и холодным солнечным утром 10 декабря 1954 г. 85-летний клипер совершил свой последний рейс, вверх по Темзе, в специально построенный док неподалеку от Лондонского морского музея, почти на линии Гринвичского меридиана.
Старый клипер, не утративший грации и красоты, шел на буксире кормой вперед по специально вырытому каналу, едва не касаясь бортами его стенок. Все, что можно, было снято с судна, чтобы уменьшить его осадку при вводе в док. Как только Катти Сарк прошла канал, его сразу же перекрыли, чтобы защитить клипер от вечернего прилива.
В доке положение клипера строго выверили специаль-ными приборами, тщательно раскрепили его и откачали воду, так что теперь посетители могут любоваться не только надводной, но и подводной частью корпуса уникального клипера, его гармоничными обводами, прекрасным силуэтом, строгостью и законченностью линий.
Поражает добротность деревянного корпуса: оказалось, что за долгую жизнь клипера (сейчас ему уже за сто лет) дерево почти не подверглось гниению, за исключением отдельных пятен размером в несколько квадратных сантиметров - в основном в местах крепления железа к дереву. Железные конструкции корпуса почти не поржавели благодаря исключительно высокому качеству поставленных на судно материалов. Очень боялись, что нагрузки, связанные с последним рейсом Катти Сарк и, особенно, возникающие при доковании, вызовут течь в корпусе, но этого не произошло. Ни капли воды не просочилось сквозь отлично сработанный корпус чудо-клипера.
А ведь за долгие годы службы Катти Сарк много раз встречал штормы, клипер неоднократно садился на мель, терял мачты, однажды он 8 тыс. миль прошел с самодельным рулем без заходов в порты и все-таки остался крепким, добротным.
Сейчас клипер Катти Сарк - корабль-памятник, корабль - музей парусного флота. На мачте развевается флаг первого владельца клипера Джона Уиллиса. Корабль-памятник пользуется огромной популярностью у всех, кого влечет романтика моря, кого волнует незабываемая эпоха прекрасных парусных судов.
В 2007 году весной во время реставрационных работ парусник загорелся. Пожар был настолько сильный, что были эвакуированы жители, прилежащих к стоянке судна домов. Неизвестно подлежит ли он ремонту.
Комментариев нет:
Отправить комментарий