От куда взялся этот «КЛИППЕР», теперь уже и ума не приложу.
Наверное, совершенно случайно пришло, когда хочешь придумать интересное
название для чего то. К примеру: даже для блога. Просто название броское и
запоминающееся. Есть еще подозрение что на момент создания блога читал что то о
КЛИППЕРЕ. А потом интересно стало. Ну как всегда. Ищешь что-то одно а интернет
выдает совсем другое. Вот и тут. Нашел не менее десятка значений этого слова.
….а дальше: стало интересно по каждому в отдельности. Вот и решил: почитать и описать.
S-43 Baby Clipper
До
второй мировой войны американская фирма Игоря Сикорского "Сикорски авиэйшн
корпорейшн" специализировалась на разработке и производстве летающих лодок
и амфибий. В1935 г. по заказу авиакомпании "Пан Америкэн" Сикорский
создал новую амфибию S-43, которая должна была сменить на линиях старые
S-38 и S-41. Это был изящный цельнометаллический моноплан с крылом, приподнятым
над лодкой-фюзеляжем с помощью пилона каплевидного сечения и системы подкосов.
Лодка
имела хорошо обтекаемую форму, обеспечивавшую высокие аэро- и гидродинамические
качества. Основные колеса шасси в полете подтягивались вверх и укладывались по
бортам фюзеляжа. Выступавшие наружу стороны колесных дисков закрывались
колпаками-обтекателями. Из хвостовой части при посадке на сушу выпускалось
третье, ориентирующееся, колесико.
Самолет
оснащался парой моторов "Пратт-Уитни" "Хорнет" S1 EG по 750
л. с. Экипаж состоял из трех человек. Машину можно было использовать как
пассажирскую с вместимостью салона от 11 до 18 человек или как грузовую с
усиленным полом. В последнем случае S-43 мог перевозить до 450 кг грузов.
Специальная, широкая грузовая дверь размещалась на левом борту.
В
ноябре 1935-го новый самолет Сикорского после испытаний получил сертификат
летной годности. В следующем году началось серийное производство S-43.
Поскольку очертания амфибии сильно напоминали уменьшенный в размерах
четырехмоторный трансокеанский S-42 "Клиппер", то к S-43 приклеилось
прозвище "Бэби клиппер" ("маленький клиппер" или "клиппер-младенец"),
ставшее впоследствии официальным названием.
Основным
заказчиком стала "Пан Америкэн", купившая 12 "Бэби
клипперов". С апреля 1936-го они вышли на линии в Центральной Америке и
Карибском бассейне, где сменили старые лодки "Консолидейтед" "Коммодор".
Остальные машины ушли за рубеж. Их приобрели Франция (для эксплуатации в
колониях), Китай, Норвегия, Чили и СССР (о последнем чуть позже).
Французская
компания "Аэромаритим" использовала пять S-43 с 1936-го. В 1945-м ее
поглотила "Эр Франс", а "Бэби клиппер" продолжали летать по
тем же маршрутам, но в другой окраске еще два года.
Норвежская
авиакомпания "Дет норске люфтфартсельскап" (DNL) эксплуатировала S-43
на трассе Ставангер - Рейкьявик. На долгом пути в Исландию и обратно самолеты
делали промежуточные остановки на Шетландских и Фарерских островах.
В
январе 1937-го собрали первый из пяти модифицированных S-43W с моторами
"Райт" GR-1820-F52 (760 л. с.). Первоначально их заказала "Пан
Америкэн" для своего филиала в Китае, однако часть из них распродали
другим заказчикам. Некоторые машины этого типа строились без колесного шасси
под обозначением S-43WB.
В
одном экземпляре изготовили S-43H с моторами "Райт" R-1820-G102 по
900 п. с. Эту машину собрали по заказу известного летчика и бизнесмена Говарда
Хьюза для предполагавшегося кругосветного перелета. В пассажирский салон
хьюзовского самолета втиснули восемь дополнительных бензобаков общей емкостью
8000 л. Эту амфибию сдали заказчику в сентябре 1937-го. Однако в конечном итоге
Хьюз выбрал чисто сухопутный "Локхид" L-14.
В
1938-м началось производство модели S-43B с моторами "Хорнет" S2EG и
двухкилевым оперением. Последнее улучшило поведение машины в полете на одном
моторе. После выпуска S-43B более ранние амфибии с однокилевым оперением стали
именоваться S-43A.
В
том же году "Пан Америкэн" начала эксплуатировать "Бэби
клипперы" на Аляске. Летали на них и пилоты других компаний.
Еще
одним владельцем военно-транспортных "Бэби клипперов" стала
колониальная авиация Голландской Ост-Индии. В 1940-41 годах она приобрела два
S-43W с двухкилевым оперением по типу S-43B.
Производство
S-43 закончилось на заводе Сикорского в 1940 году. Всего собрали 53 самолета.
Последние амфибии этого типа летали еще в послевоенные годы.
"Бэби
клиппер" оставил след и в небе нашей страны. В феврале 1935-го в США
прибыла делегация советских самолетостроителей во главе с А. Н. Туполевым. Она
посетила ряд заводов, конструкторских бюро и научно-исследовательских
институтов.
На
фирме Сикорского нашим специалистам продемонстрировали стоявший на сборке
опытный образец S-43. Переводчики не требовались - почти все инженеры и рабочие
у Сикорского были русскими эмигрантами. Амфибия показалась интересной и, по
возвращении, делегация благожелательно описала ее в своем отчете.
В
результате в Москве решили купить "Бэби клипперы" в двух экземплярах
для опытной эксплуатации на Крайнем Севере. Был заключен договор между
"Юнайтед эйркрафт" и "Амторгом", зарегистрированным в США
как американская компания с советским капиталом, выполнявшая тогда функции торгпредства.
Машины должны были оснащаться моторами "Пратт-Уитни" "Уосп"
S3H1.
Самолеты
предназначались для Полярной авиации Главсевморпути. В то время основным типом
гидросамолета там оставались надежные, но давно устаревшие летающие лодки
"Дорнье" "Валь", спроектированные в Германии еще в конце
первой мировой войны и строившиеся затем итальянскими заводами. После того, как
они стали непригодны в качестве боевых машин, "Вали" из ВВС РККА
передали полярникам. Деревянные МБР-2, строившиеся в Таганроге, плохо подходили
для взлета и посадки среди снега и льда. Амфибию же Сикорского отрекомендовали
как "подходящую на Крайнем Севере".
Хотя
все иностранные источники утверждают о покупке СССР двух S-43, никаких следов
появления у нас второй машины найти пока не удалось. Один же "Бэби
клиппер" прибыл в Ленинград весной 1937 г. В мае того же года его
перегнали в Севастополь для летных испытаний. Поскольку самолет предназначался
для Главсевморпути, то испытания вели полярные летчики С. А. Леваневский и А.
Н. Грацианский. Грацианский впоследствии писал: "Самолет привлекал
красивой обтекаемой формой, элегантностью, плавностью линий. " В салоне
стояли мягкие диваны на 15 пассажиров, имелся туалет и небольшая кухня.
Конечно, после МБР-2 он казался Грацианскому техническим чудом.
Амфибию
испытывали на мореходность, совершая посадки на волны различной высоты,
замеряли взлетную дистанцию, проверяли практический потолок с различным
полетным весом. Пробег на посадке меряли и в ветренную, и в спокойную погоду.
На дальность S-43 испытали, облетев Крымский полуостров. Испытания закончились
в июле 1937 г. Последние полеты совершал Грацианский. так как Леваневского
отозвали в Москву для подготовки к перелету через Северный полюс.
Из
Крыма "Бэби клиппер" перегнали в Москву. Там на базе Полярной авиации
в Химках самолет Н-207 ("Н" - код авиации Главсевморпути) дооснастили
для эксплуатации на Севере, поставили вспомогательный электрогенератор с
небольшим бензиновым движком для питания оборудования на стоянке, загрузили
запчасти и снаряжение. S-43 собирались эксплуатировать на линии Красноярск -
Игарка. Экипаж оставался тот же, что и на испытаниях: пилот Грацианский, радист
Козин, механики Краснов и Писарев. Но в первом же рейсе, 14 августа, получили
радиограмму с требованием вернуться в Красноярск для подготовки к поискам
пропавшего самолета Леваневского. Его ДБ-А с бортовым номером Н-209 исчез
где-то в Арктике на трассе перелета в Америку.
В
Красноярске на "Клиппере" смонтировали радиопеленгатор и установили
дополнительные бензобаки. Приняв на борт различные припасы и бочку
тетраэтилсвинца (на обычном советском бензине американские моторы работать
отказывались), Грацианский вылетел в Тикси. Совершив несколько полетов в
советской части Арктики, экипаж перелетел к американскому мысу Барроу. Оттуда
летали долго. Необходимое горючее было доставлено двумя "Валями".
Вылет
за вылетом проходил безуспешно. Никаких следов Н-209 не нашли. Море у берега
замерзло. Попытались летать на колесах, но лед был слишком тонок. Кончилось
тем, что хвостовое колесо провалилось и сломалось. Вместо него приладили
самодельную лыжу. Последний полет состоялся 26 октября, затем поиски
прекратили. S-43 перелетел в Фэрбенкс, где заменили хвостовое колесо.
Поскольку
ресурс моторов уже был полностью исчерпан, экипажу приказали по воздуху
добраться лишь до бухты Провидения, откуда амфибию забрал пароход
"Охотск".
К
летнему сезону 1938 г. "Бэби клиппер" вновь подготовили к полетам.
Для этого в США приобрели новый комплект подкосов. Экипажи на
"Клиппере" впоследствии менялись неоднократно. П. Г. Головин совершил
на американской амфибии перелет Москва - Уэлен протяженностью 29000 км.
Некоторое время машиной командовал М. Каминский.
Хотя
S-43 у нас был большой редкостью, его повидала практически вся страна - он
попал в кадры популярного кинофильма "Волга-Волга". Снимали самолет
на Каме у Сарапула, где он совершил вынужденную посадку из-за отказа
сигнализации. Когда "Клиппер" списали, пока установить не удалось.
До
наших дней сохранился только один самолет этого типа. Это тот самый S-43H,
построенный по заказу Г. Хьюза. После того, как Хьюз сделал в своем перелете
ставку на L-10, машину на некоторое время законсервировали, а затем убрали
дополнительные баки и оборудовали салон "люкс". "Бэби
клиппер" стал служебным самолетом компании "Хьюз эйркрафт". В
дальнейшем на него установили моторы GR-1820-G200 и двухкилевое оперение. В мае
1943-го этот самолет, пилотируемый самим Хьюзом, попал в аварию. Затем побитую
машину реквизировал военно-морской флот.
На
"Бэби клиппере" смонтировали двигатели R-1820-87 и опять поставили
однокилевое оперение. Летали ли на нем морские летчики - неизвестно, поскольку
вскоре S-43H опять оказался у Хьюза.
В
1977-м частный предприниматель из Хьюстона купил самолет у Хьюзовского фонда,
отреставрировал его и довел до пригодного к полетам состояния. Правда, не все
узлы у машины теперь "родные". Например, шасси явно взято от
послевоенной амфибии HU-16 "Альбатрос". Тем не менее "Бэби
клиппер" опять в небе.
Модификация
|
S-43
|
Размах крыла, м
|
26.21
|
Длина самолета,м
|
15.59
|
Высота самолета,м
|
5.40
|
Площадь крыла,м2
|
72.54
|
Масса, кг
|
|
пустого самолета
|
5780
|
максимальная взлетная
|
8660
|
Тип двигателя
|
4 ПД Pratt Whitney Hornet S4EG
|
Мощность, л.с.
|
4 х 750
|
Максимальная скорость, км/ч
|
312
|
Крейсерская скорость, км/ч
|
268
|
Практическая дальность, км
|
1247
|
Практический потолок, м
|
6300
|
Экипаж, чел
|
4
|
Полезная нагрузка:
|
18 пассажиров
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий